@sidney
Монах Филофей провозгласил Москву третьим Римом по ряду факторов и обстоятельств. В период правления Фотия, патриарха Константинополя в 9 веке, была сформулирована концепция "двух Римов", согласно которой Римской Империи было предназначено особое место в Христианском мире. Однако после падения Западной Римской Империи в 476 году, восточная (Византийская) Империя претендовала на роль "второго Рима".
В 1453 году Византийская Империя была завоевана Османской империей, и Константинополь, бывшая столица империи, была захвачена. Это событие вызвало хаос среди православных христиан, так как они потеряли своего главного хозяина и центр своей веры.
Филофей считал, что после падения Константинополя, Москва, как новая столица Русского государства, должна возглавить православный мир. Он видел русских правителей в роли "новых Константинов", которые будут продолжать дело Римской Империи. Таким образом, Филофей провозгласил Москву "третьим Римом", претендующим на преемственность и идеальное наследие Рима и Византии. Это также подчеркивало русскую национальную и религиозную идентичность и повышало политическую и культурную роль Москвы в православном мире.